?

Log in

No account? Create an account

December 2016

S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Tags

Powered by LiveJournal.com

Фауст Премьера: Репутация спасена...

1Появление Мефистофеля на сцене было столь неожиданным, колдовским, что зал ахнул. Первая же  сцена оперы «Фауст», которую в Новосибирском оперном поставил Игорь Селин, приковала внимание, ни оставив не секунды на раскачку.

Когда весной этого года я побывал на концертном исполнении «Фауста», то из зала я вышел в смятении. Поводом были иллюстрации к концертному исполнению. Не буду повторяться, подробнее о тех впечатлениях я писал ЗДЕСЬ. Лишь оказавшись на премьере, я понял, что Игорь Селин не только поставил спектакль. Он загодя готовил к нему своего зрителя. Заранее предупредил, дал намек. И эпизоды с концертным исполнением, премьерой в усеченном варианте летом и, наконец, представлением полной постановки, стала отдельной составной частью истории новосибирского «Фауста». Одной из параллельных линией, которыми так богаты все истории общения Человека и Властителя тьмы.
1 сцена

Игорю Селину удалось то, что редко удается всем, кто берется в театре или в кино, ставить эти произведения. В первую очередь я, конечно, имею в виду, кроме «Фауста», «Мастера и Маргариту». Герои Игоря Селина проходят путь не только в пространстве, но и во времени. Намеков на такое перемещение полно и у Гётте и у Булгакова, но до сих пор все постановщики двигали действие линейно в пространстве, от точки А до Б, и линейно же во времени, от момента знакомства главных героев до финала.

Декорации нынешнего «Фауста» это отдельный герой спектакля, как и игра света. Сочетание черного, красного и белого в костюмах, в обстановке, в элементах режиссер выполнил почти идеально. Сама сцена праздника на площади полна неожиданностей и подробностей. Все эти рыцари, античные войны, средневековые костюмы и современные машины сочетаются органично. Но, если на секунду оторвать глаза от сцены и обратить внимание на задний план, то там, на черных сценах, вы увидите пляшущие тени. И этот безумный танец выглядит как пародия на кривляние людей, как потусторонняя пляска демонов. Как предречение Вальпургиевой ночи. Или наоборот, человеческое пиршество выглядит лишь отражением праздника темных сил.

2

Костюмы героев заслуживают отдельного слова. Если лаконичность одеяний Маргариты предсказуема и определена и Гётте и Гуно и декорациями Селина, то облачение Фауста в первых двух актах, как мне кажется, не удалось. Строгость фрака в сочетании с почти кавалеристскими брюками и сапогами, это не наряд путешественника, тем более молодого, в которого Фауста превращает Мефистофель. Кажется, что исполнитель роли Фауста Владимир Чебряк, все два акта пытается доказать, что это не его облачение. Ему как будто хочется выпрыгнуть из этой «условности». От того и действие с его участием, возможно, выходит наигранным. Куда органичнее в антураже выглядит Мефистофель.

3

Да простит меня Новосибирский оперный, но с тенором ему в этот раз не повезло. Причину объяснить не могу. Исполнитель, на мой взгляд. Слишком увлекается драматургией и пытается изобразить классического сердцееда, в ущерб исполнению партий и создания характера Фауста.

Мефистофель, которого сыграл Николай Лоскуткин, бесподобен. Так четко исполнена властность в начале, насмешка на празднике по знаменитые куплеты, страх перед силой веры, суетливость и услужливость в сцене с зеркалом для Маргариты, игривость в эпизоде с Мартой и беспощадность в сцене проклятия и приговора. Единственное, что резануло за весь спектакль, это момент в знаменитых куплетах, когда оркестр заглушил Николая Лоскуткина. Они абсолютно попали в унисон и голоса не было слышно ни на ярусах, ни в четвертом, ни в 14 ряду партера (специально спросил знакомых). То есть дело не в пресловутой акустической «яме», а в чем-то другом.

К сожалению Марта умерла на сцене бесславно. Жаль. Ее «жизнь» на сцене заслуживала большего.

Прекрасен Зибель. Контр-тенор Владимира Магомадова без сомнения, лучшим голосом вечера.

Понравилась Маргарита в исполнении Ирины Новиковой. Она не только отлично исполнила партии, но замечательно «отыграла» всю роль в целом. Особенное спасибо Ирине, за мелкие беззвучные эпизоды второго плана. Было приятно, что она не оставляет зрителя в покое, даже когда не находится на первом плане. Благодарен я и исполнителю роли Валентина Павлу Янковскому. Его желанье мести не было ни капли смешным...

И конечно хоровые партии… Тут сказать нечего. Потрясающе.

Игорю Селину, без сомнения, удались массовые сцены. И эпизод возвращения с войны, и проклятие и суд Маргариты бесподобны. Чего стоит только режиссерская находка изображающая судилище с потрясающими деталями – пишущей машинкой, куклой и детьми. Вот где окончательно открылась та, вызвавшая у меня бурю негодования история концертного исполнения, где в качестве иллюстрация Селин использовал работы Готфрида Хельнвайна. Приношу Игорю Селину извинения за тот свой пассаж. Тупость изгоняется только временем.

4

И световые эксперименты, и подвижность декораций, и разделение пространства на «этажи», и изображение вина льющегося рекой, как и благодати нисходящей с небес, и образы демонов, и «мясорубка» чертова колеса, и страшное заключение грешников в аду в узкое, прочное  пространство, все это не дает отвлечься от действия ни на секунду.   

О Вальпургиевой ночи говорить не буду. А тем, кто заинтересован вопросом «обнаженки» сообщу – была. Смотрелось все органично.

Такое сильное впечатление в Новосибирске за последние несколько лет произвел на меня только спектакль Театра Афанасьева «Ловелас».  

Хотелось еще чего-то, чтобы восстановить репутацию Новосибирска, как года лучших постановок. И она спасена…

Сергей Стюард







Все фото взяты из ЖЖ Виктора Дмитриева.

http://victor-dmitriev.livejournal.com

Артисты на фото могут не совпадать с перечисленными в тексте, поскольку фото сделаны в разное время.


Comments

Ирина НовИкова :)

а массовые сцены не показались вам слишком массовыми?

Массовые сцены.

Мне - нра. Хотя да, редкий случай, когда бекрайние просторы Оперного оказались тесными.
Это одно из моих любимых произведений.